Для семейства Спутник/Samara были доступны следующие карбюраторы «Solex» производства ДААЗ (Димитровград)*:
2108-1107010 | для двигателей 1,3L |
21081-1107010 | для двигателей 1,1L |
21083-1107010 | для двигателей 1,5L |
2108-1107010-05 | для двигателей 1,3L с МПСЗ |
21083-1107010-05 | для двигателей 1,5L с МПСЗ |
2108-1107010-28 | для экспортных машин, оснащенных системой рециркуляции отработанных газов |
21081-1107010-28 | для экспортных машин, оснащенных системой рециркуляции отработанных газов |
21083-1107010-31 | для двигателей 1,5L с одноступенчатым полуавтоматическим подсосом |
21083-1107010-35 | для двигателей 1,5L с 2х ступенчатым полуавтоматическим подсосом |
21083-1107010-61 | для двигателей 1,5L с 2х ступенчатым полуавтоматическим подсосом и системой снижения токсисности (ранний вариант, устанавливался до октября 1989г) |
21083-1107010-62 | для двигателей 1,5L с 2х ступенчатым полуавтоматическим подсосом и системой снижения токсисности (поздний вариант, устанавливался с октября 1989г) |
21083-1107010-78 | для двигателей 1,5L с принудительным приоткрыванием дроссельной заслонки для автомобилей «шведской» комплектации |
21083-1107010-80 | для автомобилей с системой рециркуляции отработавших газов (СРОГ) и с системой улавливания паров бензина (СУПБ). |
2108-1107010-81 | для двигателей 1,3L с адсорбером |
21083-1107010-81 | для двигателей 1,5L с адсорбером |
2108-1107010-82 | для рынка Бразилии с приоткрытием дросселя при пуске, 1.3L |
21083-1107010-82 | для рынка Бразилии с приоткрытием дросселя при пуске 1.5L |
21083-1107010-08 | малая партия по заказу автоспорта, ?информация уточняется? |
21083-1107010-90 | предназначен для установки на роторно-поршневой двигатель |
2113-1107010-31 | ? информация уточняется, предположительно для Samara-2 с двигателем 1,3L |
2114-1107010-31 | для а/м Samara-2 c двигателем 1,5L с одноступенчатым полуавтоматическим подсосом без обратной топливной магистрали (под датчик расхода топлива бортового компьютера МК-93) |
*- информация постоянно уточняется
История карбюратора ДААЗ «Солекс».

Для будущего ВАЗ-2108 проходили испытания карбюраторы ДААЗ «ОЗОН» и французские Solex «Cisac», появление последних было обусловлено действующими на тот момент высокими требованиями по стабильности показаний токсичности выхлопных газов.
Еще на этапе создания ременного двигателя ВАЗ-2105 завод закупил лицензию Solex
Вот несколько выдержек из протоколов сравнительных испытаний 1983года нескольких предсерийных ВАЗ-2108 карбюратор ОЗОН и Солекс (испытания промежуточные, не итоговые, но цифры показательны):
Как мы с Вами видим предполагалась установка карбюратора ДААЗ-2108, «ОЗОН», о чем свидетельствует предсерийное руководство по эксплуатации 1983года, в его описательной части есть «ОЗОН» и «Солекс»
Не будем углубляться в историю, на конвейере под капотом ВАЗ-2108 прописался ДААЗ «Solex», как более экологичный и универсальный, за счет конструкции поплавковой камеры его можно использовать в двигателях с любым расположением как поперчным так и продольным в отличии от того же «ОЗОНа».
К преимуществам французского «Солекса» можно отнести:
- универсальность к расположению двигателя
- наличие обратной магистрали, что облегчает горячий запуск и даёт экономию топлива
- подогрев охлаждающей жидкостью
- наличие экономайзера мощностных режимов
- узкий диапазон регулировки качества смеси,что исключает превышение СО в газах
- блокировка дроссельной заслонки 2й камеры при прогреве
К недостаткам:
- высокая склонность к засорению
- легкая деформируемость присоединительного фланца карбюратора
2.Модельный ряд ДААЗ «Солекс».
Таблица жиклеров
2.1. Карбюратор 2108,21081,21083-1107010
базовый для двигателя 1,3L, 1,1L. 1.5L соответственно
2.2 Карбюратор 2108-1107010-05, 21083-1107010-05.
От базового карбюратора эту версию отличает предназначенность к цифровой системе зажигания МПСЗ. Конструктивно отличие только одно — нет штуцера для вакуумного шланга трамблера, так как блок МПСЗ работает от задроссельного штуцера, расположенного на впускном коллекторе.
2.3 Карбюратор 21083-1107010-31.
Тот же Солекс 21083, только механический привод управления воздушной заслонкой («подсос») заменен автоматическим пусковым устройством с одноступенчатым приоткрытием заслонки (около 3 мм) как у базовых модификаций.
Полуавтоматическое пусковое устройство — основное отличие от обычного карбюратора, управление «подсосом» осуществляется в зависимости от температуры ОЖ. Предполагалась установка сразу с началом производства автомобилей в наиболее «богатых» комплектациях.
Принцип работы механизма прост — устройство пуска двигателя полуавтоматическое, срабатывает от нажатия педали газа, для снижения оборотов двигателя во время прогрева, необходимо периодически нажимать на педаль, чтобы «полуавтоматический подсос» «убрался» на одну из 5 ступеней, которые заложены конструктивно, см.фото ниже

На более ранних версиях карбюраторов с «автоподсосом» существует дополнительный рычаг, блокирующий вторую камеру во время прогрева двигателя, поэтому в последнее время стали появляться партии карбюраторов, где рычаг блокировки открытия дроссельной заслонки вторичной камеры попросту отсутствует, а на защелке установлена дополнительная пружина, принудительно опускающая усик рычага, вводя его в зацепление с выступом на рычаге оси дроссельной заслонки первичной камеры независимо от температурного состояния двигателя. Таким образом, на этих карбюраторах механизм блокировки открытия дроссельной заслонки вторичной камеры на непрогретом двигателе попросту исключен.

На карбюраторе с автоматической пусковой системой водитель не может произвольно открыть или закрыть воздушную заслонку. Поэтому для обеспечения такой продувки на карбюраторах модификации «31» «35», «62», «61» предусмотрен дополнительный рычажный механизм, встроенный в механизм пусковой системы. При полном нажатии газа, закрытая воздушная заслонка принудительно приоткрывается.
2.4 Карбюратор 21083-1107010-35.
Более экологичная модификация в отличии от вышеописанного — 31го (во время прогрева двигателя). Здесь механизм с двумя фиксированными положениями управления воздушной заслонкой после пуска (на 2,0 — 2,5 и 5,5 — 6,0 мм) в зависимости от температуры воздуха.


Механизм двухступенчатого приоткрытия воздушной заслонки на карбюраторах 2108 модификаций «35» имеет вакуумную камеру с диафрагмой и закрепленной на ней гайкой штоком. Разрежение в вакуумную камеру по каналу подается из задроссельного пространства карбюратора через входное отверстие и далее по системе каналов в корпусе карбюратора через отверстие во фланце крепления корпуса пускового устройства. Под крышкой вакуумной камеры имеется возвратная пружина, перемещающая шток при отсутствии разрежения вправо.

Выбор пускового положения заслонки осуществлется термовакуумным выключателем, расположенным в корпусе воздушного фильтра, в зависимости от температуры окружающего воздуха (tоткрытия 18град). До 18ºС датчик закрыт -устанавливается зазор 2,5мм (первая ступень), свыше 18ºС датчик открыт -устанавливается зазор 6мм (вторая ступень)
Экологичные версии карбюраторов -61,-62.
Система снижения токсичности с катализатором на карбюраторных авто была актуальной тематикой для ВАЗа, ведь перспективное семейство Lada Samara изначально подразумевало высокий процент экспорта, в связи с чем требовалась модификация карбюратора с электронным управлением смесеобразования, так появились версии для машин, оснащенных штатным катализатором. Вот, к примеру, один из опытных вариантов «Солекса», оснащенного подобной системой:
2.5 Карбюратор 21083-1107010-61 (для авто с нейтрализатором)
Ранняя версия(поставки на конвейер до 10.1989г) Солекса под нейтрализатор газов. Та же вышеописанная 35-я версия, к которой добавлена электронная система смесеобразования, управляемая блоком OLSON-DINOL, применялись импортные актюаторы — нормальнозакрытого типа.
Управление смесеобразованием 2мя актюаторами для системы холостого хода и для главной дозирующей системы:
2.6 Карбюратор 21083-1107010-62. (для авто с нейтрализатором)
Поздняя версия (поставки на конвейер с 10.1989г) экологичного Солекса под нейтрализатор газов. От 61ой версии отличается только управлением электронной системой смесеобразования блоком AXTEC и здесь применены актюаторы — нормальнооткрытого типа.

2.7 Карбюратор 2108-1107010-78., 21083-1107010-78.
Версия для «шведского рынка» отличалась приоткрывателем дроссельной заслонки и штуцером для адсорбера.

Приведем цитату из издания «Высокой мысли пламень» ч.2:
«Это – разработка блока управления приоткрывателем дроссельной заслонки для автомобилей «шведской» комплектации. Механизм, управляемый блоком, должен был на принудительном холостом ходу (ПХХ) двигателя удерживать некоторое время дроссельную заслонку приоткрытой, обеспечивая полное сгорание топливной смеси.
Тем самым снижались выбросы углеводородов и обеспечивалось выполнение шведских национальных требований по токсичности выхлопных газов.»
Подобный приоткрыватель заслонки можно увидеть на французских карбюраторах SOLEX
2.8 Карбюратор 2108-1107010-81., 21083-1107010-81.
Карбюратор для автомобилей, оснащенных адсорбером самого первого образца, от обычного отличался только штуцером отвода паров из крышки карбюратора.

К сожалению фотографий данной версии нет в большом разрешении

2.9 Карбюратор 2108-1107010-28, 2114-1107010-80.
Карбюраторы 2108/21083-1107010-80 предназначены для автомобилей с системой рециркуляции отработавших газов (СРОГ) и с системой улавливания паров бензина (СУПБ).
2.10 Карбюратор 2108-1107010-82., 21083-1107010-82
Карбюратор для рынка Бразилии,отличался своими регулировками приоткрытия дроссельной заслонки при пуске двигателя.
Обусловлено высоким содержанием спирта в бензине,нерегламентированного на практике бразильскими стандартами, что приводило к преждевременному высыханию прокладок.
2.11 Карбюратор 21083-1107010-90.
предназначен для установки на роторно-поршневой двигатель

Среди конструктивных отличий:
- другой “сектор газа” с дополнительным рычагом для привода дозирующего масляного насоса(лубрикатора)
- штуцер подачи топлива расположен с обратной стороны
- отсутствует штуцер малой вентиляции картера(к нему подключена тонкая трубка с клапанной крышки на обычном ДВС)
- отсутствие трубки для вакуум-корректора трамблера
- на поздних модификациях к карбюратору подведена подача масла с лубрикатора. Штуцер подачи масла вкручивается в отливку напротив самого узкого места в диффузоре первой камеры. За счет этого масло хорошо перемешивается с топливом и подается в мотор вместе с топливо-воздушной смесью. (на фото трубка со штуцером лежит рядом)
Карбюратор имеет диффузоры 24*26 и свои настройки.
Фотоматериал и описание — Александр Подзолков, также использован материал: https://www.drive2.ru/l/503917175199761034/
2.12 Карбюратор 2113-1107010-31, 2114-1107010-31.
Эти карбюраторы от 31-ой версии отличает отсутствие штуцера обратной топливной магистрали, по причине ее переноса на датчик расхода топлива бортового компьютера.

2.12 Карбюратор 2108-1107010-28, 21081-1107010-28.
Карбюраторы предназначены для автомобилей с системой рециркуляции отработавших газов (на экспорт). Дополнительно сверлилось отверстие в корпусе карбюратора и запрессовывалась трубка для шланга СРОГ (системы рециркуляции отработавших газов).
Дополнительная информация по карбюраторам 2108/21081-1107010-28:
Карбюраторы предназначены для автомобилей с системой рециркуляции отработавших газов (на экспорт). Дополнительно сверлилось отверстие в корпусе карбюратора и запрессовывалась трубка для шланга СРОГ (системы рециркуляции отработавших газов).
огромное спасибо! по ним не было совсем информации
Небольшое уточнение по карбюраторам 2108/21083-1107010-28 — для выполнения норм Европы (1993-1994г).
Карбюраторы 2108/21083-1107010-80 предназначены для автомобилей с системой рециркуляции отработавших газов (СРОГ) и с системой улавливания паров бензина (СУПБ).