На 08м семействе с самого начала подразумевался штатный спойлер, предназначавшийся «люксовым» комплектациям согласно Техническому заданию.
Подтверждение тому можно увидеть на обложке журнала «За рулем» №4, 1989г.
Также в компоновочных предсерийных иллюстрациях можно заметить наличие этой же детали:
Спойлер был пластиковым, полым внутри, изготавливался в г.Димитровграде на ДААЗе. Детали продувалась на автомобиле в аэротрубе, ей деже успели присвоить каталожный номер 2108-6301122-D1 (правда с номером есть непонятные моменты, по отраслевой нормали — 63 -это дверь задка, 01 — железо, 123 — порядковый номер детали, вероятнее это объясняется ДААЗовским происхождением элемента, информация уточняется)
Штатный спойлер часто можно было встретить как на предсерийных автомобилях:
Так и на заводских спортивных образцах:
Детальные снимки спойлера:
В качестве крепежных элементов использоваись боковые кронштейны-скобы и центральная планка, крепившаяся к оси заднего стеклоочистителя:
Отвечая на вполне ожидаемый вопрос — «Что же он давал кроме внешнего вида?!» предлагаем обратиться к протоколам испытаний 1985-го года:
В приемке участвуют автомобили как «с» так и «без» штатного спойлера и мы с Вами сможем досконально сравнить изменение при установке штатного»хвоста»
Вот вырезка из этого протокола:
Как видим разница еле уловима, а объясняется аэродинамическими свойствами кузова ВАЗ-2108, поток попросту не приближается к спойлеру, в этой зоне он не работает.
В производство, а если быть точным, то на конвейер данная деталь не попадёт, по множеству причин, одна из наиболее значимых — неразвитая пластиковая промышленность. Но тем не менее ДААЗ продолжит их выпуск, правда с поставкой не на конвейер, а в розничные сети, поэтому до сих пор можно встретить старые «зубилы» с оригинальными «хвостами»:
На рекламном плакате 1984го г.в.:
Pfeba и Foha курят в сторонке. Для меня открыт новый артефакт.
эти 2 км/ч. можно списать на погрешность сборки экземпляров, настроек зажигания и карбюраторов, давления в шинах, измерений в конце-концов:) при полной загрузке максималка почти одинакова.
поддерживаем, явной разницы нет, но факто, что вопрос прорабатывался.