
Найдем 101 отличие музейного экземпляра от обычной серийной «зубилы» и развеем на пару несколько мифов.
В заводском музее серебристую восьмерку экспонируют как автомобиль 1984го года из самой первой декабрьской партии, а еще часто можно увидеть заявления, что сей автомобиль именно самый тот нашумевший «хедлайнер» с московской выставки ВДНХ 1984го года «Автопром 1984», приуроченной к 60-летию отрасли. Мягко говоря, советский автолюбитель с его консервативными взглядами не был готов к таким смелым формам кузова, а наличие двух, как тогда говорили, дверей вообще не отождествлялось ни с чем другим как с «Запорожцем» и было скорее признаком «несерьезности». Но были и те, кого новинка действительно зацепила, самое частое сравнение и воспоминание — «космический корабль», «летающая тарелка» и т.д. и т.п., нечто совсем не из советской «обыденности».

Давайте разберем, что у нас в музее за экземпляр и начнем с мифологии.
МИФ №1 » 2108 в «вазовском» музее выставлялась на выставке «Автопром-84»
Здесь все довольно просто, если посмотреть внимательно на снимках восьмерки, помещенной в шестеренку, она же венец БелАЗовской шестерни, то увидим, что несмотря на схожий окрас выставочной машины на ВДНХ с героем статьи — все же это 2 абсолютно разных авто, на ВДНХ далеко не серийный экземпляр: пороги, детали кузова, бампер и многое множество мелочей указывают на несерийный продукт.
МИФ №2 Музейная «восьмерка» — из первой конвейерной партии автомобилей декабря 1984го года.
Из содержимого инфотаблицы перед нами выставочная 2108 выпущенная аж весной (!) 1984 го, в то время как первая микропартия этих машин вышла 18.12.1984го года, т.е. если верить написанному этот экземпляр якобы из предсерийных.
Но на весну 1984-го года этот автомобиль также не тянет по крайней мере из-за своего ВИН номера 00001825, известны машины с более ранними номерами весны 1985го года, также на это несоответствие указывает наличие под капотом деталей с датой выпуска 1985-го года, плюс машины в 1984ого года, особенно задолго до старта производства, имели ряд отличий, на этих мелочах уже не станем акцентировать внимание. В общем машина из музея весны 1985 г.
Выставочное прошлое музейной «восьмерки».
Интересное наблюдение, в одном не лжет нам музейная скрижаль, машина перед нами выставочная 2108 хотя бы потому что она окрашена в «металлик» в 1985ом году, а подобные решения штучны и предназначались в основном для рекламных фотосессий, выставок или индивидуально изготавливались для людей с особыми возможностями.
Кстати краска была импортной и закупалась через ВО Автоэкспорт.
Окрас «металлизированными» эмалями освоился лишь к концу восьмидесятых, поэтому все, что мы видим ранее это как раз не совсем рядовые экземпляры

Пример рекламной фотосессии, 2108 в несерийном окрасе для ранних машин
Какие отличия скрывает в себе музейный «Спутник»
Первое, на что обращает на себя — это ее оснащение в виде фароочистителей, задней стеклоочистки, гидрокорректора и еще множества мелочей, которые мы рассмотрим ниже, при этом орнамент на двери багажнике «1300», а он, напомним, означает бедную комплектацию, чего про авто и не скажешь. Согласитесь, здесь уместнее было увидеть «1300S» (комплектация «Стандарт»), которую завод освоит лишь к 1986ому году.

И в подтверждении наблюдений о том, что на рекламные снимки всегда привозили «наряженные» машины, смотрим примеры ниже
Предсерия
Музейная машина на рекламных снимках.
В брошюрах Автоэкспорта видны снимки автомобиля, которые очень и очень походят на знакомый нам музейный экземпляр, смотрите:
Багажный отсек
Запомним комментарии к фото выше и теперь сравним с нашим «Спутником» из музея тоже самое, цвет, карманы обивок дверей коричневые, руль, убранство багажного отделения, которое никогда таким в серии и не было.
С большой вероятностью можно сказать, что в музее тотже авто, что на снимках Автоэкспорта, слишком много совпадений.
Вообще наличие гидрокорректора это тоже не про 1985-ый год, тогда все барабанно-пустые машины шли без него, а здесь он есть, что подтверждает выставочную «нарядность».
Рукоятка гидрокорректора — белый указательнанесен наоборот не как на серийном исполнении — белая стрелка гораздо длиннее серии. В общем делаем вывод, что музейная машина скорее выставочная и далеко не из первой партии, как мы с вами убедились в этой небольшой статье.
Заглянем внутрь и поищем отличия:



























На этом подробный разбор музейной не совсем обычной ВАЗ-2108 закончен, а кому интересно больше материала можно посмотреть в галерее ниже.
подпись